|
|
Положение
об исследовательской работе учащихся
1.1. Исследовательская работа является одной из форм самообразования.
1.2. Цель исследовательской работы:
· Привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
· Развитие творческих способностей и познавательных интересов, углубление общеобразовательной подготовки;
· Развитие личностных качеств учащихся.
1.3. Основные задачи:
· Активизация познавательной деятельности и повышение образовательного уровня учащихся;
· Развитие индивидуальных способностей учащихся;
· Знакомство с методами научно-практических исследований.
1.4. Выбор темы исследовательской работы производится самими учащимися с учётом их склонностей и интересов, рекомендаций учителей – предметников и руководителей спецкурсов.
1.5. Темы и технические задания исследовательских работ формулируются на заседаниях совета НОУ в ноябре каждого учебного года.
1.6. Работа над темой исследования может быть рассчитана как на один учебный год, так и на два.
1.7. Защита исследовательской работы производится на научно-практической конференции или при проведении экзамена (как его альтернативная форма). Время её представления не должно превышать 10-15 минут.
1.8. Руководитель обязан представить к защите исследования рецензию на работу (как теоретическую, так и практическую части).
2. Структура, содержание и оформление исследовательской работы
2.1. Исследовательская работа оформляется в соответствии со стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:
· Титульный лист;
· Введение;
· Основное содержание;
· Выводы и рекомендации;
· Список используемой литературы;
· Приложения.
2.2. Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.
2.3. Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели, задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат. Объём введения не должен превышать 2-3 страниц.
2.4. Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение известного способа действия и т.п.)
Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники, архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы. Оптимальный объём данного раздела – 15-20 страниц печатного текста.
2.5. В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух-трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать.
2.6. Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания. При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или постраничные или в виде примечаний в конце текста).
2.7. Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации (доказательств) своих исследований.
2.8. Поля: левое
–
2.9. Размер шрифта – 12; допустимо 14, через полтора интервала.
3. Критерии оценки исследовательской работы
При выставлении оценки учитываются:
- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
- научное и практическое значение результатов работы:
- новизна работы:
- получение новых теоретических результатов, разработка и выполнение новых оригинальных изделий, макетов или экспериментов;
- имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
- эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
- объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
- продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
· Постановка проблемы;
· Методы решения;
· Актуальность;
· Наглядность;
· Экспериментальный характер работы;
· Практическая направленность;
· Оформление работы;
· Эмоциональность изложения;
· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
· Рецензия научного руководителя.