ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОУ
(с изменениями и дополнениями от: 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля 2014 г.)
Служба медиации в оу
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Административное воздействие и наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Задача школьной службы примирения сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом на переговорах.
Что такое программы примирения?
Важным результатом разрешения конфликта является:
а) преодоление вражды между сторонами конфликта и
б) принятие сторонами на себя ответственности за конструктивное разрешение ситуации.
Поскольку сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации, им помогает нейтральный ведущий (медиатор). Он не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает накал эмоций и помогает сторонам выстроить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт.
Встречи участников конфликта, организуемые медиатором за «столом переговоров», называются программой примирения.
Участие в программах примирения может быть только добровольным и бесплатным.
Школьная служба примирения
В школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:
• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;
• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;
• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;
• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Рекомендации по организации служб школьной медиации